інформаційний сайт селища та району

Категории каталога

Історія [8]
Історія селища, та краю
Громадські організації, та партії [14]
Творчість наших земляків [19]
Вірші, розповіді...
Загальне [15]
Цікаві місця [6]
Заповідні, та просто цікаві місця району і регіону

Наше опитування

Откуда Вы попали на сайт?
Всього відповідей: 337

Каталог статей

Головна » Статьи » Історія

ПОДВИГ ПЛАМЕННЫХ СЕРДЕЦ
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

7 августа 1941 года летчики-истребители ВВС Африкан Карпов и Федор Большаков совершили на Южном фронте единственный в истории РККА «двойной огненный таран» механизированной колонны противника! Местом подвига стало украинское село Арбузинка…

ПОДВИГ ПЛАМЕННЫХ СЕРДЕЦ

ИГНАТЕНКО Леонид Александрович – краевед, магистр, кавалер ордена Украины «За заслуги» 3-й степени (за поисковую работу). E-mail: ignatenko1949@mail.ru

Огненным тараном принято называть поражение военным летчиком наземного объекта противника ударом корпуса летательного аппарата. Как правило – ценой своей жизни. Это последняя возможность пилота нанести максимальный ущерб врагу на горящем, поврежденном средствами ПВО самолете, сохранившем управление. Известно множество таких актов самопожертвования советских авиаторов во время Великой Отечественной войны. О подвиге двух военных летчиков – младшего лейтенанта А.П. Карпова и старшего лейтенанта Ф.В. Большакова из 298-го ИАП, которые сознательно, с интервалом в несколько секунд, направили свои подбитые, объятые пламенем И-16 в немецкую колонну с живой силой и техникой, широким кругам общественности ничего не было известно. Вплоть до настоящего времени.

Пролог

298-й ИАП, как и ряд других авиационных частей, был сформирован по приказу Ставки на Южном фронте – в Вознесенске под Николаевом, уже в ходе войны. Командный состав состоял из небольшой группы кадровых летчиков ВВС, а основная часть летного состава была укомплектована молодыми пилотами выпуска 1941 г., прибывшими из Качинской военной авиационной школы.
К началу июля 1941 г. полк под командованием майора А.П. Прудникова был полностью сформирован и начал учебно-боевые полеты.
С 19 июля1941 г. летчикам полка были поставлены боевые задачи по прикрытию с воздуха городов Вознесенск, Запорожье, Днепропетровск, а также штаба ВВС Южного фронта. Опытные командиры звеньев и эскадрилий вступили в воздушные бои с противником, прикрывая с воздуха железнодорожный мост через реку Южный Буг, который немцы старались разрушить. Молодежь хоть и стремилась в воздушные схватки, но ее боевой пыл командиры осаждали и продолжали обучать на земле и в воздухе тому, что необходимо на войне. Боевой счет уничтоженным немецким самолетам открыли в этот период майор Ф.М. Булгаков (31.07.41 г. – Ю-88), мл. лейтенант А.П. Карпов (01.08.1941 г. – Ю-87, 05.08.1941 г. – Ме-109), ст. лейтенант А.А. Чайка (05.08.1941г. – Хе-126), лейтенант Л.П. Шорохов (05.08.1941 г. – Ме-109).
5 августа 1941 г. полк понес первые тяжелые потери: во время вражеского налета на аэродром был сбит в воздушном бою лейтенант Л.П. Шорохов, а майор Ф.П. Булгаков погиб при взлете с полевого аэродрома «Мартыновский» близ Вознесенска из-за отказа двигателя.

Шаг в бессмертье

Вот в такой обстановке летчики сформированного 298 ИАП, летавшие на легких маневренных истребителях И-16, вступили в бой. Им ставили задачи вести борьбу не только с воздушным, но и с наземным противником, уничтожать на земле его живую силу и технику. Эффективность штурмовых действий авиации неоспорима и сомнений не вызывает. Однако опасность такого рода боевой деятельности для пилотов, летавших на истребителях, не предназначенных для этих задач, была слишком очевидной. Но в тяжелое для страны время летчики мало думали о собственной безопасности. Они больше заботились о том, чтобы нанести противнику наибольший урон. Помогая обороняющимся наземным войскам, летчики-истребители делали по несколько боевых вылетов в день на штурмовку наземных целей. Что и говорить – мера вынужденная: выпуск самолетов-штурмовиков Ил-2 в то время только начинался и не был таким массовым, как в последующие годы Великой Отечественной войны.
7 августа 1941 г. под вечер полк получил приказ: направить все готовые к вылету истребители в район 60-70 километров севернее Вознесенска и нанести штурмовой удар по обнаруженной там механизированной колонне противника. Сводную авиаэскадрилью, состоявшую из 7 И-16, возглавили (в качестве командиров звеньев) командир 298 иап майор А.П. Прудников и командир 1-й аэ старший лейтенант А.А. Чайка.
Летчики быстро обнаружили колонну, и эффективно, в несколько заходов, атаковали ее. Однако, два И-16, подожженных огнем зенитной артиллерии, не вернулись на свой аэродром. Судьбу летчиков и подробности того отчаянного штурма немецкой механизированной колонны мне удалось выяснить в Центральном архиве Министерства обороны РФ ( ЦАМО), где хранятся документы РККА периода Великой Отечественной войны.

Из наградного листа А.П. КАРПОВА[1] (здесь и далее сохранена орфография оригиналов):
«…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советскому Правительству и за дело партии погиб 7.8.1941 г. в Арбузинке вблизи Вознесенска во время штурмового налета на мотомехчасти противника.
Горел желанием разгромить врага всяческими способами. В бою был всегда инициативен и смел. Отлично знал тактику и приемы воздушного боя. За время войны с немецкими фашистами имел 39 боевых вылетов с боевым налетом 25,5 часов.
С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска (06.08.1941 г.) активно нес непрерывную боевую службу по прикрытию Вознесенска от налета фашистских самолетов.
1.8.1941 г. в районе Вознесенска первым врезался в строй шестерки фашистских бомбардировщиков, расстроил строй и своими атаками сбил один бомбардировщик.
2.8.1941 активно участвовал в отражении атаки 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска допущены не были и были расстроены.
5.8.1941 на аэродроме «Мартыновский» патрулируя в паре с командиром 1-й авиаэскадрильи ст. лейтенантом Чайка сбили фашистского разведчика «Хеншель-126», нанеся 10 пулевых ран летчику. Экипаж сбитого самолета взят в плен.
В тот же день на аэродроме «Мартыновский» первый принял на себя удар налетевших на аэродром 8 фашистских истребителей Ме-109, в течение 30-40 минут искусно вел неравный бой с ними, будучи непрерывно атакуем 5-ю Ме-109 и в этом бою сбил одного Ме-109.
6.8.1941 г. принимал активное участие в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск.
7.8.1941 г. при повторном налете на Вознесенск, Арбузинку при атаке на цель мотомехколонны противника в дер. Арбузинка был подожжен огнем ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в строй мотомехколонны противника.
Из боевой работы мл. лейтенанта Карпова в борьбе с белофиннами в 1940 году у тов. Карпова имелись следующие заслуги:
Боевых вылетов 23 с боевым налетом 23 часа.
25.2.1940 г. на ст. Вайникала обстрелял три железнодорожных состава и вывел из строя паровоз.
27.2.1940 г. подавил батарею тяжелой артиллерии противника из 6 пушек, зажег дом, вывел из строя 7 автомашин и уничтожил группу пехоты 30-40 человек.
4.3.1940 г. в воздушном бою сбил бомбардировщик марки «Блейхейм-Бристоль».
Младший лейтенант Карпов погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.
Ходатайствую о представлении младшего лейтенанта Карпова к награждению боевой правительственной наградой – ордену Ленина.
Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.
Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.
8.8.1941 года, г. Николаев».

Из наградного листа Ф.В. БОЛЬШАКОВА[2]:
«…Всю свою жизнь был беззаветно предан партии Ленина-Сталина и Советского Правительства и за дело партии погиб 7.8.1941 г. во время штурмового налета на мотомехчасти противника в дер. Арбузинка вблизи Вознесенска.
Горел желанием разгромить врага всяческими средствами.
В бою был инициативен и смел.
За время войны с немецкими фашистами имел 29 боевых вылетов с боевым налетим 16 часов.
С 15.7.1941 года до момента сдачи Вознесенска активно нес непрерывную боевую службу прикрытия Вознесенска от налета вражеских самолетов противника.
2.8.1941 г. активно участвовал в отражении удара 5 фашистских бомбардировщиков, в результате чего бомбардировщики до Вознесенска не дошли и были расстроены.
3.8.1941 г. при атаке 3-х самолетов Ю-88 вывел из строя один мотор на Ю-88. Из боя возвратился, имея несколько пулевых пробоин в самолете.
6.8.1941 г. участвовал в штурмовом налете на мотомехчасти противника, занявшие Вознесенск. Самолет из боя возвратился, имея пробоины.
7.8.1941 г. при повторном налете на мотомехчасти противника в Вознесенске и Арбузинке был подбит ЗА и ЗП и не выходя из пике врезался в колонну противника.
Старший лейтенант Большаков погиб смертью храбрых и одним из преданнейших бойцов-коммунистов делу партии Ленина-Сталина.
Ходатайствую о награждении ст.лейтенанта Большакова боевой правительственной наградой – орденом Красного Знамени.
Командир 298 ИАП майор (подпись) Прудников.
Комиссар 298 ИАП батальонный комиссар (подпись) Загуменов.
8.8.1941 года, г. Николаев».

Постановлением Военного Совета Южного фронта № 016/н от 05.11.1941 г., утвержденном Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.12.1941 г., ходатайство командования полка было удовлетворено – мл. лейтенант А.П. Карпов и ст. лейтенант Ф.В. Большаков награждены орденами Ленина и Красного Знамени соответственно (посмертно).

Эпилог

С позиций сегодняшнего дня можно только предположить, какая драма разыгралась в тот день над Арбузинкой, и какой нелегкий в своей неотвратимости выбор пришлось сделать двум советским летчикам в течение нескольких секунд. Ясно одно: мгновенно приняв нелегкое, убийственное для себя и противника решение, они абсолютно сознательно применили безупречные летные навыки для своей последней – таранной атаки цели, которой нанесли максимально возможный в такой ситуации ущерб.
Причиной несправедливого, однако, совсем неумышленного забвения этого выдающегося подвига двух летчиков-истребителей, стал очевидный объективный факт: к 1945 г. прямых участников героического того боевого вылета – свидетелей величайшего взлета человеческого духа – в полку уже не осталось. Погибли командир полка майор А.П. Прудников, командир эскадрильи А.А. Чайка, выбыли из полка другие летчики. В 1941 г. по известным причинам военное делопроизводство велось нерегулярно. К счастью, в неприкосновенности остались наградные документы летчиков – они благополучно ушли в вышестоящие штабы и, пройдя положенный им маршрут, попали на постоянное хранение в ЦАМО СССР (РФ). Со временем, после войны о легендарном подвиге летчиков могли рассказать лишь немногие из ветеранов полка, которые сами, однако, очевидцами события не являлись. По этой причине их редкие, скромные печатные воспоминания не привлекли к себе внимания специалистов-историков, поскольку невозможно было доказать их объективность.
А вот Постановление Военного совета Южного фронта, утвержденное Президиумом Верховного Совета СССР (с приложенными к нему наградными листами, выдержки из которых приведены выше), долгое время хранившее тайну подвига – это уже официальный юридический документ. На сегодняшний день он является хоть и единственным, но абсолютно неопровержимым доказательством ранее неизвестного «двойного огненного тарана», совершенного героями-летчиками. Документ этот заверен подписями командующего войсками Южного фронта генерал-полковника Черевиченко, членов Военного совета фронта дивизионных комиссаров Рябченко, Корниец, Задонченко, Бородина, командующего ВВС фронта генерал-майора Вершинина, военного комиссара ВВС – бригадного комиссара Алексеева.
Тем ценнее открытие. Как выясняется, это пока единственный в истории ВВС Красной Армии «двойной огненный таран», нашедший документальное подтверждение в Центральном архиве Министерства обороны РФ.
На Николаевщине в Украине, где произошел подвиг, имена летчиков пока еще не увековечены. Хочется верить, что имена младшего лейтенанта А.П. Карпова и старшего лейтенанта Ф.В. Большакова появятся на братской могиле в Арбузинке к 70-летию Победы. Герои-летчики, чьи пламенные сердца сгорели ярким, немеркнущим светом в бою за свободу и независимость нашей общей в то время многонациональной и многоязычной Родины, заслужили такое право у потомков еще 7 августа 1941 года.
Уже удалось установить, что останки летчиков еще в далеком 1941 году захоронили жители Арбузинки, которым мы все должны быть благодарны. Подтверждение этому дает описание мемориального комплекса в Арбузинке, подготовленное местными специалистами: http://ua.convdocs.org/docs/index-35591.html

Меморіальний комплекс (укр. – перевод на рус.):

Год создания: 1975 год. Место нахождения: Николаевская область, Арбузинский
район, пгт. Арбузинка, в центральном парке. Историческая справка: В состав мемориального комплекса входит: братская могила двенадцати советских воинов, два из которых летчики, которые погибли во время защиты пгт. Арбузинка в августе 1941 года и 10 воинов из частей и подразделений 130 артиллерийского и 1041 стрелкового полков 223 стрелковой дивизии пятьдесят седьмой армии 3-го Украинского фронта, погибших при освобождении с. Арбузинка 21 марта 1944: могила Героя Советского Союза Бондаренко И.А. и памятник 441 воинов - односельчанину, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. всё на фронт с поселкового Совета ушло около 1500 человек. Изготовлен Константиновским гранитним карьером.

Остается лишь увековечить имена героев-летчиков, многие десятилетия лежавших в украинской земле безымянными…

ПРИМЕЧАНИЯ (ЦАМО РФ – данные из учетно-послужной карточки):

1. Младший лейтенант КАРПОВ Африкан Петрович, 1915 г.р., родился в г. Нижний Тагил Свердловской области, русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1936 г., командир звена 298 ИАП, приказом Главного управления кадров ВВС Красной Армии № 011/проп. от 15.02.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как погибший на фронтах против немецко-фашистских захватчиков. Местом жительства семьи обозначен УРВО (Уральский военный округ). Увековечен в Книге Памяти Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области, Россия.

2. Старший лейтенант БОЛЬШАКОВ Федор Васильевич, 1913 г.р., родился в с.Турово Молоковского района, Калининской области, русский, кандидат ВКП(б), в РККА с 1931 г., командир авиаэскадрильи 298 ИАП, приказом Главного управления формирования и комплектования войск Красной Армии № 0971/пр. от 26.10.1942 г. исключен из списков Красной Армии, как пропавший без вести 05.08.1941 г. Жена ЯКОВЛЕВА Вера Федоровна проживала в 1941 г. по адресу: г. Запорожье, ст. Мокрая, дом начсостава.

ПОСЛЕСЛОВИЕ
С тех пор, как я установил по архивным документам совершенный летчиками на Южном фронте двойной огненный таран и написал очерк, я не прекращал поисков – поставил себе за цель найти их семьи и сообщить о подвиге. Удача сопутствовала мне: имя одного из героических летчиков – Африкана Карпова я обнаружил в Книге Памяти Свердловской области, где тот был увековечен земляками по Дзержинскому району города Нижнего Тагила. Вскоре там нашелся и внук героя-летчика: Геннадий Карпов.
Семью второго летчика я нашел в городе Туапсе Краснодарского края. Из этого приморского города откликнулся Эржан Алипбаев – внук Федора Большакова (его мать: Большакова Л.Ф. – по мужу Алипбаева – дочь летчика Большакова Ф.В. – тоже жива, проживает там же – Л.Игнатенко): «Спасибо! У меня нет слов, комок в горле! Я внук Большакова Федора Васильевича. Наш дедушка успел спасти семью – он отправил жену с малолетним сыном и дочерью в эвакуацию. Много лет я искал сведения о нем. Архивные справки ЦАМО сообщали о нём, как «пропавшем без вести». А теперь я узнал не просто о его последних минутах жизни, но и о том, что он вместе с его боевым побратимом А.П.Карповым направили свои горящие самолёты в механизированную колонну фашистов и совершили неизвестный до сих пор подвиг – двойной огненный таран. Не сплю ночами, пытаюсь воспроизвести те далекие события…».
По-человечески можно понять потрясение и душевное волнение в семьях внуков летчиков – горечь утраты и через много лет не проходит. Они очень надеются, что их пригласят на место подвига своих безвременно ушедших юных дедов и не хотят ехать бесправными «туристами» в нашу страну. Это их право – побывать на могиле своих предков, но реализовать его можно только в стране с доброжелательными и гостеприимными людьми. Возможно, ко Дню Победы уже не успеть – хотя Голова Миколаївської обласної ради КреміньТарасДмитрович еще полгода назад «настоятельно рекомендовал» Арбузинскому сельскому голове увековечить имена героев-летчиков. К сожалению, время упущено, и теперь не только на сельского голову, но и на всех депутатов Арбузинского поселкового совета ложится нелегкий груз моральной ответственности за сложившуюся ситуацию. Но 70-летие Победы одним днем не заканчивается – через полгода Украина будет праздновать День освобождения от немецко-фашистских оккупантов – праздник, который в Украине никто пока еще не отменял, и вряд ли отменит, поскольку он установлен самой историей. Еще есть шанс выйти из неприятного положения, сохранив не только свою честь, но и честь района и области. И принять гостей по-человечески, в соответствии с нашими традициями.
А что касается «двойного огненного тарана» в Арбузинке, то это действительно единственный, уникальный в своем роде подвиг в истории Великой Отечественной войны, который – после соответствующих экспертных проверок – признан документально подтвержденным и ни у кого сомнений больше не вызывает. О нем уже рассказал 120-страничный ведущий журнал российского авиапрома «Крылья Родины» (см. https://yadi.sk/i/WfWFmv9nfkaYc стр. 85 – 88). А в майские праздничные дни расскажет российская газета «ПРАВДА», что очень символично – ведь именно эта газета первой рассказала в июле 1941 года об известном подвиге капитана Гастелло, направившего горящий бомбардировщик ДБ-3 в скопление немецкой техники (у нее есть собственный интернет-сайт). Так надо ли объяснять, что Арбузинка, а также ее мемориальный комплекс, будет отныне под пристальным вниманием общественности. И не только украинской…
Категория: Історія | Добавил: LeoniDN (06.05.2015) | Автор: Леонид Игнатенко
Просмотров: 1414 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Реєстрація | Увійти ]

Форма входу

Пошук

Друзі сайту

Сайти Миколаївської області

Статистика


Всього на сайті зараз: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0